В Перми прошли первые настоящие выборы в Парламент с большой буквы. Только Парламент игрушечный - молодёжный. По результатам этих выборов в Парламенте будут заседать 60 депутатов возрастом от 16 до 25 лет.
Идея Молодёжного Парламента вынашивается в крае уже несколько лет, но до ее реализации дело дошло только в этом году. Сам по себе Парламент решать ничего не будет - он обладает исключительно совещательными функциями при “взрослом”. Но сомневаться в том, что он станет отличной стартовой площадкой для будущих политиков сомневаться не приходится. Уже сейчас конкурс на один мандат составил 5,5 человек - очень многие хотят попробовать себя в роли настоящих политиков.
Интерес у государства здесь тоже очевидный - краю давно нужна “кузница кадров”, где активная молодежь получит возможность реализовать свои проекты и приобщиться к большой политике. Как выразился один из идеологов молодежного парламента Евгений Вязников: “Мы бы хотели, чтобы они попытались ответить на наши вопросы - что нужно молодежи сегодня в Пермском крае и в каждом конкретном районе”. Остается надеяться, что этот проект не останется в тени, и идеи молодых дойдут до власть имущих, а может, даже будут реализованы. Тем не менее, столь примечательная инициатива отметилась и несколькими скандалами, да и просто вопросами по ее организации.
Во-первых, половина мест в парламенте будет напрямую назначена по выбору партий “взрослого” парламента. А значит, парламент изначально наполовину будет “свояческим”. Как сообщает “Новый Регион-Пермь”, “Единая Россия” уже “запланировала” 30 своих депутатов, хотя имеет квоту в 12 мандатов. Ссылаясь на неофициальные данные, информагентство сообщает, что квоту разделят между собой депутаты краевого Законодательного собрания и другие единороссы «со статусом» с тем, чтобы «внедрить» в Молодежный парламент своих детей.
Остальные тридцать депутатов, не представленных партиями, будут избираться по территориальным одномандатным округам. И тут возникает первый вопрос - можно ли рассчитывать на активность молодёжи по месту ее жительства? Результаты выборов четко показали, что нет: на общем фоне выделился лишь Свердловский район, где явка составила около 500 человек. В среднем явка составила 100-120 человек. А так как депутат избирался простым большинством голосов, победа определялась только одним фактором: кто больше привел с собой друзей. Помогают ли такие выборы развитию политической культуры? Нет.
Гораздо логичнее было бы сформировать избирательные округа на основе ВУЗов - студенчество более концентрировано, и здесь гораздо проще обеспечить приличную явку. К тому же, именно здесь легче провести избирательную кампанию.
Отсутствие внятной избирательной кампании тоже стоит отнести к явным минусам проекта. Можно с уверенностью заявить, что подавляющее большинство молодёжи даже о факте выборов в Парламент слышало только краем уха, а с кандидатами и их программами вообще не знакома. Разумно ли тут говорить о повышении политической сознательности молодёжи, ее политической активности и культуры? Опять-таки нет.
Что мы получаем на выходе? Выборы для своих, небольшого кружка людей, которым об этом было известно. Слабая освещенность проекта и его непродуманность во многом загубили потенциал действительно полезной, актуальной и интересной инициативы! Что и привело к тому, что и в этот раз политика в России осталась элитарной. Всех остальных инновационный проект не затронул никак - что позволяет уверенно говорить о провале его первой части. Остается только надеяться, что деятельность парламентариев будет более успешной.
|