Фестиваль «Биеннале» в Выставочном зале Перми длился до 15 февраля. Оказалось, что российским ремесленникам цеха фотографии и Союзу фотохудожников Перми есть чем ответить на вызов европейского искусства. Незатейливые истории, оказывается, случаются и в жизни Перми, Нижнего Новгорода, Барнаула, Тюмени, Новосибирска, Екатеринбурга. Гармонист в ушанке, баба Фекла на одном из снимков, северные олени – своеобразный национальный вызов Европе. Среди всех снимков можно было выделить работы трех екатеринбургских фотографов. Однако выделить даже не потому, что качество произведений и их тематика сильно отличалось от остальных – просто на «Биеннале» были организованы три персональных выставки. Если две из них – В. Петрова и С. Жаткова – хотя бы заставили улыбнуться, то третья заставила задуматься. И к сожалению, не из-за философии в ней отраженной. Самое видное и, соответственно, главное пространство зала занимала коллекция «Ню конца тысячелетия» И. Иванова. Я спокойно отношусь к «ню». Но на меня с фотографий глядели ничего не открывающие (не в плане тела, а в плане смысла) голые женщины. Хорошо, если б я чувствовала, что они на меня глядят. Но ведь для их глаза остались лишь кусочками фотобумаги. Женщины с фотографий, ничем, кроме как обнаженностью тел, не примечательные, не заставили задуматься о сущности бытия, не порадовали «эстетический вкус». Куда движется фотография, если на всероссийских выставках на самых видных местах висит никаких благородных чувств не вызывающая «обнаженка»? Невольно возник вопрос: Союз фотохудожников что, в Перми обнаженных девушек не смог найти? Обязательно надо было везти из Екатеринбурга? Или это “НЮжды” пермского фотопространства? В целом работы, конечно, порадовали. Ряд стоящих портретов пермских фотографов В. Бороздина и П. Титовича собрал, пожалуй, самое большое количество положительных откликов в «Книге для отзывов и предложений». Интересные по композиции, цвету и идеям фотографии вдохновили, восхитили и удивили. Множество снимков на самобытную философскую, социальную, моральную, психологическую проблематику. Слава богу, смысл жизни еще нас интересует! На «Биеннале» я побывала не зря. И вообще, совсем не обязательно читать о том, что написано о фотовыставках. Максимум, что надо рассказывать о хорошей фотографии – имя автора и название. На фотографию смотреть надо.
|