Газета ДекабрИСТВоскресенье, 19 Ноябрь 2017, 20:42:16

| RSS
Главная | Архив статей
Меню сайта

Категории каталога
Номер 1, декабрь 2008 [6]
Номер 2, февраль 2009 [6]
Номер 3, апрель 2009 [7]
Номер 4, май-июнь 2009 [0]

Главная » Статьи » Номер 1, декабрь 2008[ Добавить статью ]

Кадровый кризис: школы под угрозой
Школа в ближайшее время вымрет в человеческом смысле - в ней некому будет работать.

В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Кто-то уходит на пенсию, кто-то приходит на работу из молодых. Обновление трудового коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Согласно простой арифметике на 100 ушедших пенсионеров необходимо принять на работу 100 молодых специалистов (не принимая во внимание возможного расширения или сокращения сферы деятельности, тут цифры будут другими). Если свежего притока не обнаруживается - отрасль умирает. Как раз это и происходит сегодня со школой.
Ежегодно пермские педагогические учебные заведения выпускают «в свободное плавание» около 5 тысяч молодых специалистов. В школы же, по экспертным оценкам, заниматься преподавательской деятельностью приходит не более 10–15% выпускников. Отчего же некогда престижная и почитаемая профессия теперь не пользуется популярностью? Что заставляет молодых людей, получивших профильное образование, искать себе новые сферы применения? Ответить на этот вопрос может каждый: в школе слишком мало платят.
По данным Роскомстата, среднестатистическая зарплата учителя составляет 4800 рублей. При территориальной огромности государства и региональных особенностях жизни эти цифры скорее искажают, чем проясняют истинное положение вещей. 
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» для работников образовательных учреждений установлены тарифные (квалификационные) разряды: с 8 по 14.Чем выше разряд, тем, соответственно, выше и заработная плата. Для пермского учителя предел финансового благополучия, достижимого при наличии высшего квалификационного разряда, запредельной часовой нагрузки и классного руководства, - 4,5 тысячи рублей. А молодой специалист с высшим образованием и с двухлетним стажем не сможет заработать больше 2000. Почти повсеместно зарплата педагогов скользит по границе уровня прожиточного минимума, а зарплата молодых специалистов до нее не дотягивает. Глядя на эти печальные реалии, выпускник, зачастую высококвалифицированный специалист, покидает сферу образования по причине неоправданно маленькой заработной платы. В общем, по стране средний возраст учителей составляет 38 лет. С каждым годом этот показатель «стареет» по причине отсутствия молодых преподавателей. Школа вымирает. В самом что ни на есть прямом смысле. Пройдет не так уж много времени, и этот, пока еще не всем очевидный процесс, станет более чем явным.
Именно на плечах преподавателей лежит груз и ответственность за воспитание нового поколения. Именно школа закладывает фундамент, подталкивает к росту, определяет моральный облик молодого поколения. Однако правительство не оценивает этот труд должным образом. В успешных странах большинство школьных учителей относятся к категории людей с хорошим средним достатком, то есть на среднем для экономики уровне или несколько превышающем его. В России такую зарплату, то есть превышающую среднюю по экономике, имеет только шестая часть учительства — учителя высшей категории. На данный момент к их числу принадлежат 270 тысяч специалистов (всего в стране насчитывается около 1,5 млн. учителей). В Пермском крае из 14370 преподавателей высшую степень имеют 2,5 тыс. специалистов. Зарплата учителей растет, но в целом она составляет 60-70% от среднеэкономической. Очень сомнительной кажется возможность приобретения элементарных человеческих благ, будь то квартира или автомобиль, на подобную зарплату.
Экс-президент обещал учителям к 2008 году повысить зарплату чуть ли не в пять раз, однако существенных надбавок педагоги так и не дождались, а ведь год подходит к концу. Ничего лучше, чем сократить штат преподавателей, дабы увеличить заработную плату, правительство не придумало. Значит, за высокую зарплату придется сначала заплатить - специалистами. Перевод учителей на работу по контракту и грядущее преобразование ряда школ из общеобразовательных в школы без 10-11-ых классов должны облегчить задачу сокращения числа учителей. Пока государство оказывается перед альтернативой: или многотысячная армия нищих учителей, или на половину уменьшенная учительская гильдия со средним и высоким уровнем жизни при наличии сотен новых безработных.
Сегодня нет региона, который бы в той или иной мере не озаботился проблемой привлечения и закрепления молодых педагогических кадров. Но все усилия напоминают некое лоскутное одеяло, которое ни согреть, ни защитить систему образования в целом не может. Руководители региональных органов управления образованием отдают себе отчет в том, что скоро может грянуть всероссийская кадровая катастрофа: пенсионеры уже уйдут, а молодые еще не придут. Никого не устраивает позиция министерства, которое с видимым удовольствием перекладывает заботы о молодых кадрах на плечи субъектов РФ. Видимо, первым приоритетным национальным проектом должен был стать проект «Педагогические кадры», но об этом у чиновников голова пока еще не болит. И заболит ли она вообще?!


Категория: Номер 1, декабрь 2008 | Добавил: decembrist (20 Февраль 2009) | Автор: Ольга Власова
Просмотров: 362 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

На сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017